«Бармен, водку с мартини. — Взбалтывать или нет? — Да наплевать!». Действительно, наплевать. Возвращение Джеймса Бонда стало такой же неожиданностью для кино, как превращение милой тетушки из Бразилии в хитрого мужика для памятного старого солдата, что не знает слов любви.
Уже сама затея — взять для возрождения эпопеи роман Флеминга, по которому была сделана страннейшая, фактически пародийная постановка 1967 года, традиционно не включаемая в корпус официальной «бондианы», выдает намерение постановщиков «Казино Рояль» дистанцироваться от предшественников. Тот факт, что хотя действие фильма происходит в наши дни, именно в «Казино Рояль» Бонд получает уровень00, говорит о том, что начат новый отсчет.
Вопрос лучше или хуже Крэйг Броснона, Далтона, или даже Коннери больше не имеет смысла.
Шутки, вроде с мартини, приведенной в начале, это ненавязчиво подчеркивают. Фраза«Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд» ,единожды произнесенная в самом финале, становится самым комичным и самым духоподъемным моментом в картине.
Кстати, о двух нулях. Знакомство с новым героем форсировано в черно-белом прологе, гдеБонд, Джеймс Бонд, хладнокровноизбивает некого беднягу, а затем топит его в раковине. Это — первый из двух «испытательных» трупов, что необходим в резюме для получения лицензии на убийство. Второй мертвец не заставит себя ждать. После этого Бонд окажется вАфрике, откуда начнет разматывать заговор банкира мирового терроризма Ле Шиффра. С Мадагаскара 007отправится на Багамы, затем в Америку, и оттуда — в Черногорию. Здесь, вМонтенегро, Ле Шиффр, потерявший благодаря Бонду деньги своих опасных клиентов, устраивает большую игру в покер. Для мерзавца выигрыш — это последний шанс вернуть деньги и остаться в живых. Для Бондавыигрыш — возможность загнать Ле Шиффра в угол и склонить к сотрудничеству с разведкой.
Дэниел Крэйг, актер серьезный и вполне драматический, задачу возродить впавшего в маразм агента воспринял серьезно. Для этого потребовалось не так много — увести Бондасо сцены, на которой он размахивал пистолетом среди статистов, истекающих клюквенным соком, и бросить его в реальную мясорубку, где убивать приходится реальных людей. НовыйБонд — не постколониальный дэнди времен холодной войны. Это убийца на службе Ее Величества. Главная интрига «Казино Рояль» — это не погони, гаджеты и «астон-мартины», это увлекательная шарада по разгадыванию мотивов главного шпиона мира. Холодный головорез? Негодяй? Романтик? Адреналиновый маньяк? Сценарий, написанный в соавторстве с Полом Хаггисом, автором «Столкновения» и «Малышки на миллион» ,переполнен нюансами, позволяющими, как в покере, просчитывать человека за непроницаемой маской Крэйга. Один из таких нюансов — Ева Грин, сыгравшая девушку Бонда, казначея разведки. Осмысленная человечность романтической линии — еще одна деталь в досье на шпиона. Другой — сцена пытки, где мировой терроризм бьет Бондатолстым морским канатом по яйцам, пытаясь узнать секретный код.
Режиссер Мартин Кэмпбелл, автор «Золотого глаза» и дилогии о Зорро, оказался не совсем вровень со сценарием и Крэйгом — фильм вышел несколько сдержанным. Хотя есть здесь и отличные погони, и драматические ракурсы, и пуританские постельные сцены, режиссер, скорее, просто не путался под ногами, выдавая резкую динамичную и реалистичную картинку. Может это и к лучшему — на наших глазах рождается новая эпопея,«бондиана» нулевых, имеющая с прежней скорее преемственные, чем родственные отношения.
Конечно, многие в мире на этой неделе лягут спать разочарованными — старый Бонд, лощеный пижон и жизнелюбивый циник, очевидно больше не вернется. Что ж, действительно, закончилась эпоха. Она была прекрасна.